Posted 21 ноября 2011,, 04:16

Published 21 ноября 2011,, 04:16

Modified 11 ноября 2022,, 18:48

Updated 11 ноября 2022,, 18:48

Павел Олин: Технаря практически нереально научить видеть красками

21 ноября 2011, 04:16
Если бы этот человек жил на полвека раньше, он бы прокладывал дороги в тайге, выявлял неизвестные науке виды птиц или изобретал способы усовершенствования жизни. Первопроходческий дух Павла Олина в третьем тысячелетии трансформировался в развитие новой для Тюмени отрасли дизайна — анимации и мультимедиа — и обучение графике в движении других.

Если бы этот человек жил на полвека раньше, он бы прокладывал дороги в тайге, выявлял неизвестные науке виды птиц или изобретал способы усовершенствования жизни. Первопроходческий дух Павла Олина в третьем тысячелетии трансформировался в развитие новой для Тюмени отрасли дизайна - анимации и мультимедиа – и обучение графике в движении других.

Корреспондент NashGorod.ru встретился с Павлом, который является куратором новой специальности «Компьютерная графика и анимация» института архитектуры, дизайна и визуальных искусств ТГАКИиСТ. Моушн-дизайнер, известный также под ником StereoNoize, рассказал, чему в институте обучают будущих аниматоров-графиков, насколько востребованы такие специалисты, и выразил свою точку зрения на то, чем отличается русский дизайн от европейского и азиатского.

В этом году в институте архитектуры, дизайна и визуальных искусств появилась новая специализация - «Мультимедийные технологии и анимация». Ты являешься ее куратором. Расскажи подробнее о программе обучения, какие навыки приобретают студенты за 6 лет пребывания в стенах института и где они смогут их применить?

- На нашей кафедре студенты получают специальность художника-аниматора, визуализатора. Но во время обучения они изучают и смежные дисциплины – затрагивается и веб-дизайн, и арт-дирекшн.

Одной из установок при создании кафедры было получение на выходе не технарей, а дизайнеров с техническими навыками – людей, которые в состоянии предложить решение и на выходе его воплотить. В обучении этой специальности приоритет отдается художественной составляющей. Ведь проще научить художника технологиям, чем технаря художественному мышлению.

Екатеринбургская студия, РА "Восход", в интервью говорила, что принимает на работу в качестве моушн-дизайнера дизайнеров-графиков и учит их After Effects. Так же и у нас - программа близкая к графическому дизайну, но с добавкой технических навыков. Ведь практически нереально научить видеть красками, находить характеры и включать другие художественные вещи крутого технаря, который умеет исключительно жать на кнопки.

В процессе обучения «классические» дисциплины, например, живопись и рисунок модифицируются под конкретные задачи этой специализации. На просмотре, который прошел недавно, было видно разницу в работах дизайнеров-графиков и дизайнеров-аниматоров. У последних акцент делается на развитие пространственного мышления, стилистики и т. д.

На первом курсе мы изучаем графические программы, в которых человек должен, в основном, рисовать, а не вычислять физику и погружаться в узкоспециализированные вещи. То есть сначала нужно получить базовые знания, и только потом двигаться дальше. Это можно сравнить с вождением автомобиля: пока ты думаешь о педалях, руле и зеркалах, ездить сложно. Как только ты доводишь это умение до автоматизма, ты уже можешь более адекватно реагировать на дорожные ситуации и в состоянии перейти на новый уровень вождения.

Конечно, для этой специальности существует план обучения, но очень многое модифицируется в процессе, появляются новые задания, многие из которых - экспериментальные. Первый курс – это курс героев, курс людей, которые рискнули. Они, как подопытные, принимают все на себя. С другой стороны, это же является преимуществом – все рождается на наших глазах, это свежо, а, значит, невероятно интересно.

В группе обучается 14 будущих моушн-дизайнеров. 3 студента в прошлом году учились на 1 курсе специальности «Графический дизайн» и перевелись на «Анимацию», есть студентка, которая в прошлом году защитила диплом как графический дизайнер, у двоих уже есть высшее образование. Разномастность, разнородность - это интересная особенность курса. Заметно, что те, кто меньше знает или умеет, тянутся к более опытным одногруппникам.

Насколько велик в Тюмени, да и во всей России спрос на моушн-дизайнеров?

- Я думаю, что специальность аниматора очень востребована. Круг моушн-дизайнеров, которые одновременно и художники, и технари, очень узок как в Тюмени, так и во всей России.

Если оценивать финансовую сторону, то можно сравнить дизайнера-аниматора с дизайнером интерьера. Последний получает в разы больше, чем графический дизайнер. Но по сложности моушн-дизайнер – это три дизайнера интерьера. 24 кадра в секунду – это не одна фотография. Если ты рисуешь «мультик», то для 1 секунды придется нарисовать 24 картинки – это трудоемко. Приходится «утопать» в работе, чтобы получить качественный результат. А чтобы подготовить 10-секундный ролик, народ тут почти ночует.

У моего знакомого режиссера такая точка зрения: «Если какой-то недостаток вижу я, значит, увидят все». Такой подход делает тебя перфекционистом. Думаю, что он прав, потому что человек, который посмотрит некачественное кино, может и не сформулировать, что ему не понравилось, но уйдет недовольный.

Нет «прокачки» круче, чем в реальных заказах. Я всегда говорю: «Все хорошо, пока вы двигаете кубики справа-налево. Как только появились конкретные более крупные задачи, начинаются сложности, проблемы. Виснут компьютеры, люди болеют, еще что-то происходит». К тому же, если ты долго учился, появляются амбиции. Сложно обуять свое эго – ведь ты же впитывал знания целых 6 лет. И эго при работе с клиентами играет злую шутку. Геннадий Вершинин, директор института, правильно говорит: «У наших студентов одна проблема – они слишком умные».

Если сравнить софт, который нужен разным дизайнерам для работы, то окажется что моушн-дизайнерам надо знать в несколько раз больше программ, чем дизайнерам других специализаций, понимать, как работают программы-конверторы, знать, чем отличаются разные кодеки и так далее. И таких узкоспециализированных «фишек» и программ достаточно много. То есть профессия действительно сложная, но в то же время и интересная.

Достаточно ли технического обеспечения для того, чтобы обучать такой сложной специальности?

- Да, у нас все укомплектовано: есть класс, оборудованный iMac (около 12 компьютеров с мониторами от 21 до 27 дюймов), есть класс c Windows. Обещают еще привезти 6 рендер-ферм. Также в институте есть фотостудия. Придуманы задания, которые требуют синтезированного подхода, когда нужно что-то заснять, куда-то вставить, дорисовать. Будет и stop motion.

Кому-то из художников ближе живопись, кому-то графика. А какими качествами должен обладать человек, чтобы стать отличным моушн-дизайнером, может, для этого нужно какое-то особое видение, восприятие реальности?

- Не задавался этим вопросом. Наверное, в моушн-дизайнеры идут те, кому не хватает стресса, экстрима (смеется). Люди у нас учатся самые разные, первые их работы появятся перед Новым годом. Сложно судить, какое видение нужно, конструктивно-позитивно-творческое, наверное, как и везде.

Когда ты составлял программу этой специальности, на что ты опирался – на свои разработки, опыт других вузов, рекомендации признанных мастеров анимации или что-то еще?

- Где-то заглядывал в Real Time School; где-то еще, Gobelins, к примеру; где-то ориентировался на то, что уже видел; где-то на собственные наработки. Вообще заданий я придумал больше, чем вошло в курс, и каждый месяц их количество увеличивается. Вообще, не важно откуда пришла программа – важен результат.

Анимации, мультимедийному дизайну кроме тебя в институте кто-нибудь учит?

- Пока нет, тем более что и нагрузка по этому направлению пока небольшая.

А сам ты где учился анимации?

- Следующий вопрос (улыбается). Я все «ковыряю» сам. Конечно, я мог бы съездить поучиться, например, на интенсив в «британку», но не срасталось, были другие проекты.

В каких сферах могут найти применение знания, которые получат здесь студенты?

- В первую очередь, в моушн-дизайне. Они смогут создавать движущуюся графику для телеэфиров, рекламы, заниматься post-production – производить эффекты для клипов и других малых форм, пожалуй, может быть с небольшой оговоркой, кино.

В кино другая специфика. Мы поработали с компанией, которая делает спецэффекты, выяснилось, что время от времени мы просто друг друга не понимаем.

А дизайнеров в институте учат продавать свои услуги, продвигать себя?

- Теоретически да. А практически, я думаю, вообще мало кто умеет продавать себя в Тюмени. Я знаю 10-20 человек, которых постоянно где-то как-то видно. А еще куча талантливых незамеченных людей, которые вечно на вторых ролях. Мне в продвижении себя очень помогает мой блог - stereonoize.blogspot.com. Кстати, в сети мы публикуем и информацию о том, как идет учебный процесс – для курса мы завели неформальный блог 27thpolygon.blogspot.com. Думаю, там будет много интересного, в частности, работы студентов.

Почему ты решил развиваться именно в моушн-дизайне?

- Я хотел быть кинорежиссером, не сложилось. Потом поступил в тюменский филиал УрГАХА и на 4 курсе почему-то выбрал тему «Оформление телеканала». Сделал ее, и покатило. Через неделю устроился работать дизайнером на «СТС». После того, как оттуда уволился, три года не прикасался к компьютеру. Потом друзья-музыканты попросили помочь с оформлением выступления, и все это опять стало интересно, затянуло. Выделился виджеинг, как отдельное направление работы – это видеоперформансы, когда из кучи элементов собираются картинки и projection mapping.

В моушн-дизайне на первый план выходит форма или идея?

- Это вечный вопрос в дизайне. Форма и содержание дополняют друг друга. Сегодня в Интернете много работ, очень похожих между собой. Они трендовые – низкополигональный черный глянец, еще какие-то похожие вещи, которые можно вычленить из многих роликов . Это общемировая эстетика – дизайнер из Турции может сделать то же, что и дизайнер из России. Содержание меняется, а форма остается. Но следование трендам – это не плохо. В один и тот же набор визуальных оболочек можно вложить кучу идей. Хорошую идею плохой графикой не испортишь, а вот плохую идею украсить очень сложно. Обычно это видно по количеству просмотров, сделанных одним человеком. Хорошая работа будет смотреться несколько раз.

Ты используешь модные приемы в работе?

- Почему бы и нет? Выбор шрифта по модности никто не отменял. Помню, «Билайн» использовал Officina, и все его использовали. Какое-то время DaxLine был в Тюмени, да и во всей стране, на каждом билборде. И это нормально. Если прием работает, почему бы его не реализовать.

Над какими проектами тебе было интереснее всего работать?

- Например, над проектом, который мы делали с екатеринбургскими музыкантами – Ракетой и Забелиным. Забелиновский проект презентовали в Петербурге на Aurora Fashion Week. Делал «видеоперебивки» для корпоративного праздника очень крупной компании в Екатеринбурге. Поучаствовал в презентации новой формы сборной России. Проекты бывают разные.

Отдачу от своих работ я могу наблюдать по реакции на блог – люди стучатся, пишут, интересуются.

Россия в дизайнерском плане отстает от США, Европы?

- Может, и не отстает, но характер у нее совершенно другой. Отличия такие же, как между деревней и городом. Люди-то неплохие, но характер разный. Там дизайнеры смелее, у них нет рамок, ограничений. Опять же, смотря с чем сравнивать – с Западом или Азией. У нас все более азиатское: наследственность, друг сказал другу, лучшая реклама – сарафанное радио. На Западе чаще смотрят на работу. Тот же mapping сложно продать, потому что… Предположим, есть компания Н., которая заказала mapping. Потом ты приходишь в компанию С., там говорят, раз Н. заказала, значит, нужно и нам. Кто-то из моих клиентов правильно сказал: «Они же свободные, могут себе это позволить, а у нас важно мнение соседа за стенкой».

Наверное, это справедливо не только для моушн-дизайна. Ведь фирмы смотрят на то, насколько крупные клиенты у тебя уже были, очень часто. Хотя это работает не только в России…

- Компанию «Фирма» часто обвиняют в том, что она делает фейки (подделки). Ее основатели говорят правильно – все хотят, чтобы было как у кого-то – как у «Кока-Колы», «Чупа-Чупса». У них заказы появились после того, как они якобы делали картинки для кого-то из крупных клиентов. Фейк – один из способов продвижения товара на рынок. Что в этом плохого? Так же начинал и Артемий Лебедев.

На Западе смотрят на идею. В России с этим проблема. Киношные режиссеры воют, что у нас мало качественных сценариев, то есть мало хороших идей. Мало абстрактных решений, формальных, а у них каждое движение – концептуальное.

Известный российский моушн-дизайнер Артем Куренков развенчал в интервью миф о том, что дизайн это «Сложно, долго и дорого». Судя по твоим словам, это действительно непростое занятие, требующее времени, художественного мышления и навыков.

- Здесь палка о двух концах. Я показываю всем простой ролик, основанный на элементарных движениях и исчезновениях предметов. Говорю, чтобы сделать кино, достаточно использовать движение объектов по осям XYZ, чтоб он исчезал, перекручивался. Хотя это базовые фишки, например, флеша. На этом, добавив звук, можно сделать интересную, целостную историю. Может быть и сложно, и не сложно. Все зависит от конкретного случая.

Насколько дизайн в Тюмени самобытен, по-твоему?

- Каверзный вопрос. Последнее время я меньше работаю с Тюменью, чем с другими городами. Три последних заказа, например, были из Москвы. И дело не в том, что тюменцы не могут оплатить. Но потребность больше в крупных городах, они ищут, куда обратиться.

В Тюмени же есть своя школа, свои позитивные моменты.

Беседовала Ирина Шарова

Фото: Дмитрий Панов

"