Posted 14 марта 2016,, 04:16

Published 14 марта 2016,, 04:16

Modified 11 ноября 2022,, 19:44

Updated 11 ноября 2022,, 19:44

Алексей Шукшин: Подготовка хорошего водителя должна начинаться с детских лет

14 марта 2016, 04:16
Дорога любого водителя начинается с автошколы, и то, насколько этот путь будет легким и безопасным, во многом зависит от качества обучения. В начале марта тюменской автошколе УПК «Автомобилист» было в очередной раз присвоено почетное звание «Лидер автоподготовки региона». О секретах успеха и актуальных проблемах подготовки водителей корреспонденту NashGorod.ru рассказал генеральный директор старейшей в городе Тюмени автошколы Алексей Андреевич Шукшин.

Дорога любого водителя начинается с автошколы, и то, насколько этот путь будет легким и безопасным, во многом зависит от качества обучения. В начале марта тюменской автошколе УПК «Автомобилист» было в очередной раз присвоено почетное звание «Лидер автоподготовки региона».

О секретах успеха и актуальных проблемах подготовки водителей корреспонденту NashGorod.ru рассказал генеральный директор старейшей в городе Тюмени автошколы Алексей Шукшин.

Алексей Андреевич, здравствуйте. Многие тюменцы знают, что учебно-производственный комбинат «Автомобилист» был первой автошколой, появившейся в нашем городе. Расскажите, как начинался его жизненный путь?

— Нашу автошколу действительно можно назвать легендарной. Официальной датой начала ее работы считается 1958 год. Тогда, в мае месяце, был подписан приказ министра транспорта РСФСР о создании данной автошколы в Тюменской области. Неофициальная история началась намного раньше, еще в 1929 году, когда в Тюмени началась отраслевая подготовка кадров для транспорта, но тогда наше предприятие было не самостоятельным, а входило в подчинение Омского учебного комбината.

Примечателен тот факт, что за эти годы я всего лишь третий директор. До меня в течение 45 лет школой руководила Тамара Филипповна Ширшова, заслуженный работник транспорта РФ. Именно эта умная, мудрая и грамотная женщина создала за годы своей работы большую часть той материально-технической базы, которую мы используем по сей день — это и автодром на Московском тракте, пригодный для подготовки водителей всех категорий, и учебно-методические пособия, и демонстрационные стенды, большая часть из которых уникальна. К примеру, в классе шасси у нас на стене смонтирован автомобиль КамАЗ без кабины и кузова: двигатель, коробка передач, трансмиссия, мосты… На этом стенде выполнено огромное количество разрезов, демонстрирующих принцип работы узлов и агрегатов.

Еще в 70-е годы тюменский учебно-курсовой комбинат считался одной из лучших автошкол СССР. Сегодня мы не опустили планку, мы продолжаем следовать принципам, заложенным в те годы, а также обеспечиваем преемственность поколений. В УПК «Автомобилист» есть кадры, которые здесь работают уже по 40 лет.

Как удается добиться столь впечатляющих результатов?

— Самое главное, на мой взгляд, — это люди. С одной стороны, мы достигли этих высот за счет качественной подготовки наших сотрудников, а с другой — у нас обеспечен контроль за качеством работы и налажена система стимулирования. Созданы все условия, чтобы преподаватели и инструкторы работали на результат. Например, от количества выпускников, успешно сдавших экзамен с первого раза, зависит премиальное вознаграждение наших работников. К тому же, каждый в нашем учреждении понимает, что в транспорте нельзя работать, ориентируясь исключительно на прибыль.

Наверное, этими принципами руководствуются все автошколы?

— К сожалению, это не так. Не хочу негативно отзываться о ком-то конкретно, но в некоторых автошколах до сих пор работают сотрудники, плохо знающие правила дорожного движения. В прошлом году в городе проходил конкурс среди инструкторов, где в числе прочего от участников требовалось решить стандартный билет из экзамена ГИБДД. Среди конкурсантов были и такие, кто смог правильно ответить только на 10–11 вопросов из 20. Вообще, сегодня между автошколами очень распространена ценовая конкуренция. Все стремятся привлечь клиентов низкими ценами, но зачастую это делается в ущерб официальным программам подготовки. Например, обучающиеся получают меньше часов практических занятий. Наша автошкола исходит из принципа, что утвержденные стандарты подготовки водителя должны выполняться в любом случае, то есть мы работаем на результат.

А как проявляют себя выпускники УПК «Автомобилист» на дорогах? Есть какая-то статистика по ДТП?

— Статистика есть, но оценивать качество подготовки исходя из аварийности — это несколько неправильно. Происходящие аварии связаны не столько с качеством обучения водителей, сколько с психофизиологией, характером, привычками…

Случается, что грамотные автомобилисты нарушают правила умышленно.

Дело еще и в том, что за 2–3 месяца школа в принципе не может дать полноценную психологическую подготовку, такой задачи даже не стоит. Характер человека формируется с малых лет под влиянием семейного окружения, детского сада, школы… К нам человек приходит уже как сформировавшаяся личность, и исправить недочеты за столь короткий срок просто нереально.

Получается, начинать готовить грамотных, дисциплинированных водителей нужно чуть ли не с дошкольного возраста?

— Конечно! Подготовка хорошего водителя должна начинаться с детских лет. Отношение к правилам дорожного движения формируется в ранние годы, и скажем, если родители при ребенке пренебрегают нормами безопасности, то дети очень быстро следуют их примеру, а дальше все идет по нарастающей: «тут успею… тут перебегу…" Переучить человека потом практически невозможно.

Какие недочеты и распространенные ошибки водителей вы считаете самыми опасными?

— Очень часто водители неправильно выбирают скорость движения и неоправданно рискуют, например, при повороте налево или развороте. Если взять статистику ДТП, то большая их часть происходит либо на пешеходных переходах, либо на регулируемых перекрестках. Казалось бы, как можно допустить ошибку, если есть светофор? «Зеленый — едем, красный — стоим». Подводит риск и желание проскочить на желтый, надеясь на авось.

Также сейчас очень часто приходится наблюдать, как водители отвлекаются от управления автомобилем: говорят по телефону, пользуются какой-то электроникой или просто думают о чем-то постороннем. Нередко это кончается плачевно — ничего важнее дороги во время движения у водителя быть не должно.

Вообще, всем водителям хочется пожелать дисциплины за рулем, соблюдения правил дорожного движения и только трезвой езды. Я уверен, это спасет каждого от неприятных ситуаций, а тем более ДТП.

"