Posted 9 мая 2019,, 13:08

Published 9 мая 2019,, 13:08

Modified 20 октября 2022,, 03:12

Updated 20 октября 2022,, 03:12

Эксперты: причина авиакатастрофы в Шерметьево — в подготовке пилотов

9 мая 2019, 13:08
Сразу несколько экспертов в авиации утверждают в материале «Новых известий», что причина произошедшей авиакатастрофы кроется в системе подготовки летчиков.

Так, Александр Гарнаев, заслуженный летчик-испытатель и Герой России, рассказал, что в стране уже много лет не готовят профессиональных летчиков.

«Их по четыре-пять лет учат чему угодно — бальным танцам, физкультуре, подметанию аллей, но не полетам, — заявляет он. — Просто нажимать на кнопочки на тренажерах — таких знаний недостаточно, также как для того, чтобы научиться плавать, недостаточно прочитать книжку о том, как надо плавать».

Он отмечает — после завершения обучения в учебных заведениях только часть выпуска может получить реальные навыки по управлению самолетами. А все остальные продолжают управлять воздушными машинами «как в компьютерных играх» — с помощью кнопок. А в нестандартной ситуации, когда автоматика дает сбой, теряются и не могут справиться с ручным управлением.

«В России полностью выкорчевали весь пласт авиации среднего и малого класса, весь пласт частных учебных заведений, и на этом фоне полностью деградировали государственные, — сообщает он. — За трагедию в „Шереметьево“ несёт ответственность всё государство — Российская федерация, а „Аэрофлот“ — это лишь одна из авиакомпаний, которая живет по её законам».

Согласен с ним и Валерий Постников, исполнительный директор Общества независимых расследователей авиационных происшествий, на протяжении 35 лет расследующий авиакатастрофы. Он отмечает — в современной гражданской авиации летчик работает лишь 5-7 минут, остальное за него делает техника. И это становится решающим фактором, когда отказывает автоматика.

«И летчик оказывается один на один с огромной машиной, которой нужно управлять вручную, вспоминать все, чему учили много лет назад на тренажерах и что он много лет не делал. Не натренирован на это. И у него возникает психологическая паника», — говорит он.

Между тем, Постников отмечает, что сложная ситуация с подготовкой кадров не только в России, но и в мире. К примеру, в Америке после случившийся катастрофы начнут искать технические просчеты и улучшать технику, а из летчика продолжат лепить лишь «более совершенного оператора». Однако это, по мнению специалиста, неправильная тактика — отказать может любая автоматика.

«В конечном счете ответственность за произошедшее несет авиакомпания „Аэрофлот“, и уж точно не несет ответственности авиакомпания „Сухой“. Нужно не забывать, что это все-таки первый международный проект в российском авиапроме, машина в которой как минимум на 60% нет никакого импортозамещения», — утверждает он.

А вот Роман Таскаев, заслуженный летчик-испытатель и Герой России, считает, что в «Аэрофлоте» выделать больше средств на подготовку летчиков в «ручном» режиме.

«У меня, как у летчика, есть претензии к подготовке. В основном из-за экономии средств она осуществляется на тренажерах. При этом по многим параметрам, там, где мы посчитали необходимым участие летчиков-испытателей, чтобы мы показывали какие-то отказные моменты в полете — на такой контакт авиакомпании не идут, считая что это дорого. А ведь наверняка какие-то линейные вещи будущим лётчикам надо в том же «Аэрофлоте» показывать на живом самолёте, а не на тренажёре», — заявляет он.

Если компания пойдет на увеличение трат на подготовку, другие более мелкие перевозчики могут взять с нее пример. Таскаев также считает, что было бы неплохо изменить действующие правила Росавиации в этой сфере.

Прямо говорит о неготовности летать в ручном режиме и авиаконструктор, бывший сотрудник ОКБ «Сухой» Вадим Лукашевич.

«Тренировок на тренажерах во время обучения им не хватает, а когда они уже начинают работать — им тоже запрещают переключаться на ручной режим „во избежание“. Поэтому хоть у командира самолета, потерпевшего аварию в аэропорту „Шереметьево“ формально есть 1500 часов налета на этом типе самолета, но опыта полетов в ручном режиме фактически нет».

Он отмечает — летчиков выпускают училища, потом их сертифицирует Росавиация, а подготовку поддерживает авиакомпания.

«В последней катастрофе, на мой взгляд, виноваты все. Даже то же обучение на тренажерах — у нас и нормальных тренажеров почти нет. Мы сами их не выпускаем, заказываем за рубежом. И когда у тебя летает „Боинг“, то понятно — просто берешь соответствующий тренажер. А есть ли у нас тренажер, который может имитировать все внештатные ситуации на всех типах машин? Судя по тому, что я читаю в соцсетях — нет или всего один».

Он отмечает, что компания «Аэрофлот» тратит на имидж около 800 млн рублей. Однако те же средства можно было направить на подготовку пилотов к управлениям. Причем сделать это публично, как в свое время поступила компания «Боинг» после падения самолета в Эфиопии.

К слову, между тем СМИ сообщают, что «Аэрофлот» активно продолжает рекламную компанию по поддержанию «самой лучшей авиакомпании». Как сообщают «Новые известия», в соцсетях перевозчика под сообщениями о гибели пассажиров, которых «к сожалению, всех спасти не удалось», фейковые аккаунты продолжают постить положительные отзывы об «Аэрофлоте».

"