Posted 5 июня 2018,, 14:12

Published 5 июня 2018,, 14:12

Modified 11 ноября 2022,, 20:18

Updated 11 ноября 2022,, 20:18

Тюменские фермеры жалуются на сложности диалога с федеральными ритейлерами

5 июня 2018, 14:12
Тюменские фермерские хозяйства заявили о препятствиях к выходу на рынок, возникающих по вине крупных ритейлеров — сбывать свою продукцию через сетевые гипермаркеты зачастую невозможно. Региональные власти подмечают, что для формирования сотрудничества они принимают ряд мер, но и бизнесмены должны совершенствоваться.

Тюменские фермерские хозяйства заявили о препятствиях к выходу на рынок, возникающих по вине крупных ритейлеров — сбывать свою продукцию через сетевые гипермаркеты зачастую невозможно. Региональные власти подмечают, что для формирования сотрудничества они принимают ряд мер, но и бизнесмены должны совершенствоваться.

Федеральные торговые сети раскинули сети

Формирование механизмов взаимодействия федеральных торговых сетей с тюменскими производителями началось около десяти лет назад, когда российские ритейлеры начали входить на тюменский рынок. Областное правительство заключило с торговыми сетями соглашение, направленное на защиту местных товаропроизводителей — их продукции отвели определенное место на полках крупных торговых центров в Тюмени. Действительно, по данным регионального департамента потребительского рынка и туризма, доля продуктов тюменских бизнесменов на прилавках «федералов» в 2017 году с 2% в начале пути достигла 30%.

Тем не менее, сбывать свою продукцию таким образом смогли не все тюменские производители. По словам руководителя городской ассоциации малых и микропредприятий в сфере торговли, полки крупных сетей оказались недоступны мелким фермерским хозяйствам и небольшим кооперативам.

«Многие не могут даже по требованиям попасть, там же и объемы соответствующие нужно и много чего другого. К примеру, в мои магазинчики выстраивается очередь с района. Это те, кто выпечку делает, мясные полуфабрикаты и так далее. У них у всех проблема со сбытом, потому что и наших региональных сетей все меньше и меньше. Вот и получается, что для малого и среднего бизнеса зайти на федеральный уровень большая проблема», – рассказал президент городской ассоциации малых и микропредприятий в сфере торговли Владимир Панов.

Эксперт предположил, что власти области дают «зеленый свет» федеральным сетям, предоставляя им участки под логистические центры и многое другое, в то время как средний и малый бизнес «затухает», но в департаменте потребительского рынка и туризма области считают иначе. По словам руководителя отдела туризма и продвижения, рост федеральных торговых сетей неизбежен – это общемировая тенденция. При этом в департаменте подчеркнули, что готовы помочь в выстраивании диалога между федеральными сетями и местным бизнесом.

Точки сбыта

«Товаропроизводители должны быть готовы к новым форматам. Это крупнейший рынок сбыта – мы все должны разговаривать на одном языке. К примеру, если производитель при разговоре с закупщиком федерального ритейла спросит, какой бы те хотели продукт, а тот ответит, что сейчас у него 10 наименований творога, но если сделают не зернистый, а массу, и она станет интересна, то такой диалог будет правильным», – сообщил начальник отдела туризма и продвижения департамента Алексей Плеханов.

Однако не все представители бизнеса уверены в том, что федеральные торговые сети могут стать точкой их роста. Индивидуальный предприниматель из села Югры Татьяна Шейн вместе с коллегами открыла небольшой молочный цех в 2015 году. Сейчас в сутки они перерабатывают три тонны молока. По рассказам женщины, не так давно они хотели начать сотрудничать с продуктовым складом-магазином «Низкоцен», но переговоры закончились ничем.

«Они не шли на наши уступки, и все зашло в тупик. В принципе мы не интересны «федералам», потому что не являемся плательщиками НДС. Также у них сроки условия поставки и оплаты в основном 14 дней, а для нас такая отсрочка слишком большая. Опять же, что касается возврата, у нашей продукции короткие сроки хранения, а в гипермаркетах могут не соблюсти температурный режим или выставят несвоевременно. И, конечно, они хотят, чтобы мы делали скидки, а мы снижать цену не собираемся», – уточнила Татьяна Шейн.

На счет сроков хранения товара начальник отдела туризма и продвижения департамента потребительского рынка и туризма региона ответил, что таких местных производителей в Тюменской области около 90%. «У молочки срок годности где-то 5-10 дней, но небольшие сроки реализации не мешают нам импортировать нашу продукцию в ХМАО, на Ямал и даже в Казахстан возим», — прокомментировал Алексей Плеханов.

Также руководитель департамента пояснил, что для увеличения доли тюменских товаров на полках торговых федеральных сетей власти проводят закупочные сессии, где собираются производители и представители крупного ритейла. Последние рассказывают, как к ним попасть, какие основные ошибки делают производители. А вот на обучающих семинарах представителей бизнеса учат, как составлять коммерческое предложение, презентацию, общаться с закупщиками, рассказывают, почему важен брендинг и многое другое.

Так, на одном из круглых столов уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тюменской области Лариса Невидайло вспомнила, как давала мастер-класс владельцу маленького сельского магазинчика и показала, как нужно работать с клиентами. По ее словам, ранее мужчина пожаловался ей, что не может конкурировать с крупными сетями. Спустя месяц предприниматель отметил, что ситуация в бизнесе налаживается.

Продаем тюменское

Стоит сказать, что в целях продвижения сельскохозяйственной продукции и продуктов питания местных товаропроизводителей в городах и районах области регулярно проводятся розничные ярмарки, в том числе ярмарки выходного дня по расширенной продаже указанной продукции. Участники предприятия-производители молочной, мясной, рыбной продукции, хлебобулочных изделий, овощей, свежих фруктов, сухофруктов и меда.

Согласно официальному порталу области, в 2017 году в регионе проведены 561 специализированная продовольственная ярмарка и ярмарка выходного дня, на которых было реализовано 576,36 тонн продукции на сумму 103,02 млн рублей. Работа в этом направлении при надлежащих подходах предоставляет местным производителям дополнительные возможности, в числе которых расширение рынков сбыта и выход за пределы региона.

«На ярмарках мы участвуем всех, особенно, когда их проводит департамент АПК. Они нам интересны, но их проводят только осенью и весной. Этого очень мало», – поясняет индивидуальный предприниматель из села Югра.

Для поддержки такого бизнеса власти региона разрабатывают программу, в которой будет оказываться поддержка по открытию фирменной розницы, а также возможно возмещение части затрат на брендинг и ребрендинг. Запустить проект планируют к концу 2018 года.

«Мы видим потенциал и стараемся помочь в разных направлениях. Ведь не работать с этими каналами сегодня нельзя, и надо соответствовать их масштабам и требованиям», – поделился наблюдениями Алексей Плеханов.

Кроме этого, в ближайшее время в регионе стартует проект «АГРО «За качество!», который в Тюменской области реализуется под названием «Покупаем Тюменское». В его рамках планируется увеличить объемы сбыта качественной тюменской продукции через торговые сети федеральной компании.

Виктория Макарова

"