Posted 3 ноября 2017,, 08:47

Published 3 ноября 2017,, 08:47

Modified 11 ноября 2022,, 20:26

Updated 11 ноября 2022,, 20:26

«Результатов нет»: тюменские юристы и автодилеры раскритиковали реформу ОСАГО

3 ноября 2017, 08:47
Тюменские юристы, общественники и автодилеры назвали реформу «автогражданки» с переходом на натуральное возмещение убытков провальной. По мнению ряда экспертов, попытка начать игру по новым правилам не только не решила застарелые проблемы системы, но и привела к возникновению новых.

Как сообщал NashGorod.ru ранее, система ОСАГО стала в последние несколько лет одной из самых реформируемых отраслей страхового рынка. Согласно данным справочно-правовых систем, за три года в нормативный акт, регулирующий «автогражданку», изменения вносились семь раз. Помимо этого, в 2016 году российский союз автостраховщиков (РСА) инициировал замену старого бланка страхового полиса на более защищенный.

Ключевой переменой в обязательном страховании ответственности автовладельцев 2017 года стал переход к натуральному возмещению — согласно поправке, принятой парламентом в марте, страховые компании получили право не компенсировать ущерб деньгами, а направлять поврежденные машины на ремонт.

Соавтором инициативы о переходе к новой схеме работы стала ассоциация «Российские автомобильные дилеры». В марте, когда закон был принят, представители бизнес-объединения отметили, что госдума и Центробанк учли все заявленные пожелания, однако полгода спустя на сайте РОАД появилась информация о том, что поправки так и не начали работать.

Патовая ситуация

Комментируя сегодняшнее положение вещей в области урегулирования убытков по ОСАГО, вице-президент РОАД Наталья Жильцова назвала сложившуюся ситуацию патовой. С одной стороны, абсолютное большинство страховых компаний предпочло не направлять заявителей на ремонт, воспользовавшись правом работы по старой схеме, с другой — сумм возмещения, рассчитываемых по единой методике, как правило недостаточно для полноценного восстановительного ремонта.

С этим утверждением согласились тюменские автодилеры. По словам представителей ГК «Автоград», поправки, внесенные в закон, предусматривали приоритет натурального возмещения. «Реализовать это на практике не удалось по двум причинам. Во-первых, такой способ урегулирования убытков более расходный — страховщик уже не может учитывать износ деталей. Во-вторых, цены в справочниках, используемых при расчете по единой методике, не соответствуют реальности — они серьезно занижены. Фирменный сервис не сможет провести восстановительные работы без вложений со стороны клиента», — пояснил генеральный директор компании «Эскорт-финанс» ГК «Автоград» Александр Самарин.

Слова Александра подтвердили сведения расчетного сервиса РСА. Так, по данным справочника союза автостраховщиков, стоимость газового амортизатора бампера Toyota Land Cruiser на момент написания материала составляла 1980 рублей. Самая дешевая оригинальная деталь у поставщиков без учета стоимости транспортировки к месту ремонта стоила почти в полтора раза больше. Цена передней правой двери Nissan X-Trail по сведениям РСА — 14900 рублей, что как минимум на треть меньше фактической.

Представитель ГК «Автоград» также добавил, что плотного потока клиентов, направленных на ремонт страховщиками, в Тюмени нет — большая часть страховых компаний предпочитает старые алгоритмы работы с выплатой возмещения деньгами.

Потерпевшие продолжают судиться

Представители Российского союза автостраховщиков неоднократно сообщали об убыточности автогражданского страхования — по данным аналитиков объединения, суммарные потери за 2016 год превысили 3 миллиарда рублей. Одной из главных причин такой ситуации в РСА называют деятельность юристов, затягивающих игроков страхового рынка в судебные тяжбы и вынуждающих нести дополнительные расходы.

Работники юридических фирм в свою очередь полагают, что в «юридических атаках» отчасти виноваты сами страховые компании. «Я начинал работу в конце 2000-х. Рынок представительских услуг тогда был слабо развит, зато злоупотреблений со стороны страховщиков было много. Были и многочасовые очереди в „Росгосстрахе“, был случай с переносом центра урегулирования убытков „Альфа Страхования“ в Ишим. Естественно, пострадавшие стороны искали пути защиты. Рынок отреагировал на спрос, а дальше начались уже элементы юридического экстремизма — компании, живущие за счет судов стали впитывать деньги», — пояснил один из предпринимателей. При этом юрист добавил, что в нынешних реалиях решить возникшую проблему в сжатые сроки едва ли удастся.

С этим согласился и руководитель общества по защите прав автомобилистов «Автосоюз-72» Александр Воронов, рассказавший, что поправки, принятые в марте, не позволили снизить число судебных исков к страховым компаниям. Участники ДТП все так же вынуждены обращаться за судебной защитой прав, причем к «традиционным» проблемам с занижением суммы выплат добавилась новая — некачественный ремонт.

«В городе уже были случаи, когда машину, направленную на ремонт на СТО ремонтировали с нарушением технологии или требований нормативных актов — кузовщики использовали подержанные детали или выполняли ремонт кузовных элементов, когда были все основания для их замены», — пояснил общественник.

Выход из тупика

В открытом письме к дилерам, опубликованном на сайте РОАД, глава ассоциации Наталья Жильцова предположила, что «цивилизованная натуральная форма в виде ремонта на СТО оказалась для страховщиков менее интересна, чем продолжающиеся по сей день денежные сверх выплаты автоюристам и мошенникам».

Решение проблемы Наталья Жильцова видит в сближении позиций по вопросу стоимости запасных частей. «РОАД инициировала процесс переговоров (по этому вопросу — прим.ред.) с участием Банка России, Российского союза автостраховщиков, Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса», — пояснила она. В Центробанке, по данным газеты «Известия», уже получили соответствующее письмо автодилеров. Представители регулятора заявили о готовности к диалогу.

Местные общественные активисты, тем временем, видят и альтернативные сценарии выхода из страхового кризиса. По словам Александра Воронова, один из перспективных путей в этом направлении — комплексная переработка правил ОСАГО. «Нужно заинтересовать страховщика в урегулировании. В настоящее время серьезная нагрузка ложится на плечи потерпевшей стороны — сбор документов, очереди, визиты на осмотр. Я полагаю, что большую часть этих действий должны выполнять сами страховые компании», — пояснил он. В качестве дополнительной меры правозащитник предложил законодательно урегулировать предельный размер неустоек и штрафов, взимаемых с игроков страхового рынка, защитив таким образом страховщиков от влияния недобросовестных юристов.

Александр Воронов также прокомментировал инициативу РСА вывести тарифы ОСАГО из-под регулирования государства. По мнению общественника, к таким решениям можно переходить лишь тогда, когда случаи злоупотреблений в сфере страхования станут единичными. Введение «свободного» тарифа в существующих условиях угрожает серьезным ростом цен на полисы и увеличением числа водителей, отказывающихся страховать свою ответственность.

"