Posted 6 мая 2019,, 12:14

Published 6 мая 2019,, 12:14

Modified 20 октября 2022,, 03:09

Updated 20 октября 2022,, 03:09

Тюменский историк посоветовал Шевченко пройти через Колыму 30-х годов

6 мая 2019, 12:14
Тюменский историк Александр Петрушин удивился высказываниям журналиста Максима Шевченко, который повторил известный миф о том, что СССР во время войны платил американцам золотом Колымы за поставки по ленд-лизу.

Тюменский историк Александр Петрушин в интервью «Нашему городу» сказал, что знает в вопросах ленд-лиза более компетентных людей, чем блогер Максим Шевченко. По его словам, помощь по ленд-лизу американцами оказывалась 42 странам. СССР получил товаров и вооружения примерно на 11,3 млрд долларов. То есть более 150 млрд долларов в пересчете по сегодняшнему курсу.

«Как впоследствии отмечал Анастас Микоян, «осенью 1941 года мы все потеряли, если бы не ленд-лиз, не оружие и продовольствие, теплые вещи для армии и другое снабжение, еще вопрос, как обернулось бы дело». А что касается Колымы, то я даже спорить не буду. Шевченко если бы там оказался, то он бы быстрее все понял. Видимо кому-то очень хочется, чтобы было так, а не иначе. Поэтому нужно оперировать цифрами, фактами более солидных экспертов, таких как Анастас Микоян, Георгий Жуков и других», — уточнил Александр Петрушин.

Максим Шевченко, анализируя фильм Юрия Дудя «Колыма — родина нашего страха», повторил известный миф о том, что СССР во время войны платил американцам золотом Колымы за поставки по лендлизу. «Мы не работаем с туманными мифами по поводу расстрелов, лагерей, а мы, и я лично, работаем в своей голове, внутри себя с реальными фактами», — сказал Шевченко. И не сказал, где он обогатился этими самыми фактами, когда золото Колымы отправляли в США за поставки по ленд-лизу.

Рассуждая о фильме Дудя Шевченко приводит пример отца Ефима Шифрина, который на Колыме, отбывая свой срок заключения, «вероятно в системе Дальстроя» получал немалые деньги.

«Там [на Колыме] работать было прибыльно, как сейчас например на Ямале или ХМАО. Многие заключенные получали в системе Дальстроя на Колыме зарплату, а не только пайки. И получали зарплаты, причем довольно большие», — уточнил Максим Шевченко.

Максим Леонардович критикует фильм Юрия Дудя обвиняя того в том, что тот «торгует эмоциями, а «фильм не про историю» и Дудь «использует запрещенные приемы в журналистике».

Шевченко ссылается на слова историка в фильме и говорит следующее.

«Но, в основном, добыча золота обеспечила победу в Великой Отечественной войне. […] От нынешнего поколения скрывают информацию, что по ленд-лизу ничего не поставлялось бесплатно, американское общество, государство ничего не давало бесплатно: ни пушек, ни танков, ни самолетов, ни молибдена, необходимого для производства брони, ничего не давалось бесплатно. За все платили золотом Дальстроя, золотом Колымы», — утверждает Максим Шевченко.

И далее Шевченко делает нетривиальный вывод о том, что жертвы или даже не совсем жертвы сталинского ГУЛАГА были нужны для того, чтобы одержать победу над Германией.

«Так что значит вопрос — это было не напрасно? Ответ — да, это золото во время войны было ключевым фактором победы. Бесплатно американцы бы ничего не дали СССР. Они за все хотели денежки, а эти денежки — это золото Колымы, которое переправлялось в Америку. Значит, это было необходимо и если не было бы этого золота, не было бы и американского оружия 1942-го года. А не было бы этого оружия, то Советская армия была бы без оружия и нацистская Германия со своими союзниками могла бы одержать победу», — делает вывод Шевченко.

Вопреки сказанному, совокупная помощь США, оказанная по ленд-лизу СССР, соответствует 50 тысячам тонн золота (оценка на основе золотого стандарта 1944 года), что почти в два раза превышает современные совокупные золотые запасы всех стран мира.

То есть умри на колымских рудниках и в десятки раз больше заключенных, все равно золота для оплаты американцам бы не хватило. Однако, Шевченко это не смущает.

Кроме поставок оружия, продовольствия, различных материалов, одежды, станков, морских судов, локомотивов и нефтепродуктов, США поставляла практически все антибиотики, которые использовались в госпиталях Красной Армии. И спасли, без преувеличения, миллионы жизней советских людей.

Сразу после войны США направили странам, получавшим помощь по ленд-лизу, предложение вернуть уцелевшую военную технику и погасить долг для получения новых кредитов. Это предусматривал закон о ленд-лизе. Списывалось все использованное военное оборудование и материалы. Американцы просили вернуть или оплатить только гражданские поставки: железнодорожный и водный транспорт, грузовики и другое оборудование, оставшееся у стран-получателей по состоянию на 2 сентября 1945 года. За уничтоженную в ходе боёв военную технику США возмещения не потребовали.

В США подсчитали, что получатели за уцелевшую гражданскую технику и оборудование, с учетом их износа им должны 2,6 млрд долларов. Однако снизили еще до переговоров эту сумму вдвое, до 1,3 млрд. На встрече 1948 года СССР предложил выплатить лишь 170 млн, американцы не согласились с такой суммой. Переговоры 1949 года тоже ни к чему не привели. В 1951 году американцы дважды снижали сумму платежа, которая стала равняться 800 млн долларов, однако советская сторона соглашалась уплатить только 300 миллионов.

Соглашение с СССР о порядке погашения долгов по ленд-лизу было заключено лишь в 1972 году. По этому документу СССР обязался до 2001 года заплатить 722 млн долларов, включая проценты. К июлю 1973 года были осуществлены три платежа на общую сумму 48 млн долларов, после чего выплаты были прекращены в связи со вводом американской стороной дискриминационных мер в торговле с СССР.

В июне 1990 года в ходе переговоров президентов США и СССР стороны вернулись к обсуждению долга. Был установлен новый срок окончательного погашения задолженности — 2030 год, и сумма — 674 млн долларов.

В итоге СССР, а затем Россия выплатила 722 млн долларов, то есть 6,5% от общей стоимости полученных СССР поставок. Также надо учитывать, что сумма задолженности не индексировалась с учетом инфляции, а в ценах на 2015 год стоимость поставок по ленд-лизу составляла 160 млрд долларов и, таким образом, реальная оплата составила 0,9% от всей помощи.

По мнению Петрушина, помощь США была существенной. И главное ее значение заключалось не в материальном выражении, а моральном. Мы были не одиноки в борьбе против нацизма. Мы были в составе антигитлеровской коалиции, поэтому и выиграли эту войну.

"