Posted 21 января 2022,, 14:06

Published 21 января 2022,, 14:06

Modified 25 октября 2022,, 08:13

Updated 25 октября 2022,, 08:13

Казахские физики и их открытия

21 января 2022, 14:06
Фото: 1Mi
Казахские физики и их открытия Казахстанским ученым принадлежат серьезные труды в области физики твердого тела, динамики галактик и их систем, технологии полифосфатов, ядерной физики.

Именно казахстанский химик-исследователь разработал принцип предсказания химических реакций веществ на основании энергетических параметров.

Номинантами на Нобелевскую премию и обладателями других престижных наград были:

• химик Х.Оспанов;
  • писатель О.Сулейменов;
  • биолог А.Жандеркин;
  • физик К.Кадыржанов.

Какой вклад сделали казахстанские ученые в области физики?

Казахстанская физика начала стремительно развиваться с середины ХХ века. Ряд советских ученых-казахстанцев провели важные исследования в отрасли ядерной физики и космических наук, нелинейной физики и медицинской физики.

Молодое поколение ученых Назарбаев Университета совместно с ИЯФ продолжает заниматься изучением альфа-кластеризации и резонансов, что должно повлиять на понятие о строении ядра.

Так, казахстанцы вторыми в мире провели эксперимент по взаимодействие 17О и гелия. При этом был изобретен и использован метод обратной кинематики, в результате чего впервые измерены резонансы 21Ne.

7 выдающихся ученых-физиков Казахстана

В отечественной науке есть много ярких личностей, которыми можно гордиться:

• У.Султангазин — Президент Национальной АН, вице-президент Международной Ассоциации АН и основатель Института космических исследований. Его считают родоначальником казахстанской космонавтики. Ученый сделал большой вклад в методы решения задач по математической физике;
  • Т.Кожамкулов — казахский физик-теоретик, известный своими открытиями в квантовой хромодинамике. Также ученый занимается исследованием нелинейных процессов и структурной самоорганизации вещества. Он выпустил первый учебник по квантовой механике на казахском языке;
  • Б.Ордабаев — исследователь в области радиоинженерии и электроники. Изучал применение интегральных микросхем и микропроцессоров в физике космических лучей, разрабатывал системы автоматического радиоуправления;
  • Г.Латышев — физик-ядерщик, который организовал и возглавил Казахстанский Институт ядерной физики. Его главное научное открытие — расщепление атомного ядра с помощью искусственно ускоренных частиц;
  • Г.Батырбеков, выдающийся физик-ядерщик в отрасли внутриреакторных экспериментов. Он разработал технологии ликвидации трансурановых элементов, возглавил ряд исследований по атомной безопасности, в частности проекты «Fukusima», «CORMIT», «ASTRID». Ученый получил 7 инновационных патентов в уникальной сфере — управлял разработкой лазеров с ядерной основой;
  • Т.Рамазанов — известный физик-теоретик современности. В поле его профессионального интереса — неидеальная плазма (НП). Под его руководством разработан математический способ описания и компьютерные модели неизотермической НП, а также получен плазменный кристалл в 2005 году;
  • А.Жилкашинова — физик-изобретатель в области альтернативной энергии. Ученая разработала несколько проектов по ветрогенераторам, самые известные из которых «Бриз» и «Близнецы». Также А.Жилкашинова занимается исследованием технологии изготовления угольных электродов.

Зачем популяризировать естественные науки?

Физика — это основа практически всех современных технологий, приборостроения, авиамоделирования, космологии, инженерии, энергетики и прочих отраслей. Чтобы заниматься серьезными научными проектами, нужно углубленно интересоваться предметом еще в школе. Вызвать у ребенка интерес к изучению физики можно с помощью познавательных экскурсий в экспериментальные музеи, кружков, научно-популярных передач.

Еще один действенный способ — найти профессионального репетитора по физике. Педагог может продемонстрировать ученику занимательные опыты и научить его самому выводить из них закономерности. Главная задача преподавателя — заинтересовать школьника практической стороной и ценностью этой науки.

"