Posted 30 мая 2013,, 03:05

Published 30 мая 2013,, 03:05

Modified 11 ноября 2022,, 19:05

Updated 11 ноября 2022,, 19:05

Юрий Коновалов: Чиновничий аппарат всегда склонен к разрастанию

30 мая 2013, 03:05
Сегодня, 30 мая, на заседании Тюменской городской Думы депутаты будут принимать решение: утверждать или нет отчет департамента финансов Администрации города по исполнению бюджета 2012 года. Как показали публичные слушания, отчет вызвал много нареканий по использованию средств. Председатель постоянной комиссии в думе по бюджету, налогам и сборам поделился своим мнением на этот счет.

Сегодня, 30 мая, на заседании Тюменской городской Думы депутаты будут принимать решение: утверждать или нет отчет департамента финансов Администрации города по исполнению бюджета 2012 года.

Как показали публичные слушания, отчет вызвал много нареканий по использованию средств. Председатель постоянной комиссии в думе по бюджету, налогам и финансам поделился своим мнением на этот счет.

Во-первых, мы поздравляем вас с победой на праймериз партии «Единая России» по выдвижению кандидата от правящей партии по избирательному округу № 1. Далеко не все ваши коллеги – действующие депутаты Тюменской городской Думы смогли подтвердить свои позиции на внутрипартийном отборе в этой борьбе.

- Спасибо.

Как отметила руководитель департамента финансов Администрации города Тюмени Светлана Черепанова, по размерам доходов в 2012 году, такого хорошего бюджета у нас до сих пор еще не было. Огорчение вызывает другое: доходная часть на 60% состоит из безвозмездных трансфертов (поступлений) из тюменского областного бюджета. Известно, что в 2013 году поступит последняя часть доли юга Тюменской области от налога на добычу полезных ископаемых, который в значительной мере формирует областной бюджет. Как, по вашему мнению, будет складываться бюджетный процесс в Тюмени в 2014 году? Будет ли ситуация патовой или город сможет за счет других поступлений компенсировать выпадающие доходы?

- Мое мнение, что те средства, которые поступают целевым способом из областного бюджета более контролируемые. 60% - это значительная часть доходов, но в целом они не влияет на положение дел в Тюмени. Для меня важно, в первую очередь, чтобы эти деньги расходовались целевым порядком без нарушений. Так получается, что областные деньги расходуются более качественно, и нарушений по ним меньше, чем по нашим собственным.

А это подтверждается отчетами Счетной палаты Тюмени?

- Да. К этим деньгам у главных распорядителей средств городских, куда они поступают, к ним отношение несколько иное, и они расходуются более целенаправленно и качественно.

Что касается вопроса о поступлениях в бюджет в 2014 году из-за НДПИ – что может уменьшиться помощь из областного бюджета городу, то я думаю, что она будет уменьшаться пропорционально тем показателям, что имеет областной бюджет. Но, надеюсь, что жители Тюмени этого не заметят. Думаю, что незначительной будет доля уменьшения межбюджетных расходов, которые поступают из области, я не думаю, что так резко поступления снизятся с 60% до 30%. Ждать этого не нужно. Мы и сами должны искать дополнительные источники доходов. Как и вся Россия, мы должны сказать себе: сидеть на нефтяной игле очень пагубно. В этом я поддерживаю всех ведущих экономистов России. Даже на нашем городском уровне мы должны оказать всестороннюю поддержку развитию субъектов малого и среднего бизнеса. Стимулировать инвестиции в промышленный потенциал города. Чтобы инвесторы приходили в Тюмень и работали, тогда мы получим много дополнительных источников в доходную часть бюджета.

Ровно год назад на заседании постоянной комиссии по бюджету, налогам и сборам городской думы вы критиковали директора департамента финансов Администрации города Светлану Черепанову за результаты работы в I квартале 2012 по исполнению бюджета. По многим показателям результаты составляли от 7 до 15% к плану. Отчасти, ваши прогнозы тогда подтвердились. На городские объекты подрядчики вышли уже в конце лета и даже осенью: из-за плохой подготовки к ремонтному сезону, задержкам по получению разрешительно-проектной документации и проведению муниципальных тендеров. Вспомним, хотя бы, реконструкцию улицы Республики, где работы начались только уже в конце лета. Хотя все это время деньги лежали на счетах. Были ли учтены ошибки прошлого года при подготовке к выполнению работ в 2013 году?

- Ситуация изменилась кардинально. При утверждении бюджета на 2012 год не были определены конкретные объекты, куда деньги пойдут. Конечно, это вызывало серьезные вопросы у депутатов. Но мы не смогли в то время добиться своевременного согласования с областной администрацией. Городская администрация запустила процесс. Только в феврале 2012 года стала появляться информация по каким-то объектам, определенные совместным соглашением города и области.

Сегодня на отчете по исполнению бюджета в I квартале 2013 года Шпиренко (руководитель департамента городского хозяйства) нам докладывал, что в нескольких домах ремонт уже завершен – такого не было вообще никогда, чтобы в мае уже ремонт закончили. Изменилась схема утверждения планов исполнения по конкретным объектам. Мы утвердили бюджет в ноябре 2012 года, утвердив и перечень конкретных объектов. Такого тоже еще никогда раньше не было.

В этом году городские деньги и трансферты из областного бюджета были четко распределены, поэтому и сравнивать нечего 2012 и 2013 годы. Сегодня мы видим прозрачность и плановость, и это направление надо держать. Работа в плановом режиме позволит решить самые главные работы, в хаосе сделать ничего хорошего не получится, а ведомственная программа – за ней всегда стоят специалисты и кураторы, которые контролируют процесс. Изменения могут быть, но их не должно быть много, как сейчас. И если написано 10 детских садов, то их и должно быть 10. И сами детские сады не должны меняться в программе.

Почему так происходит, что в январе в списке на финансирования по ремонту значатся одни названия детских садов и школ, а в середине года выясняется, что ремонтируют уже другие. А избиратели негодуют: ведь обещали же и не выполнили. Изменения в списках объектах производят без разрешения депутатов Тюменской городской думы?

- К сожалению, такой порядок определен бюджетным кодексом Российской Федерации. Целевые программы утверждаются администрацией. Раньше это утверждалось Думой, а теперь мы только можем слушать отчет об исполнении. Полномочия перераспределили не в пользу представительных органов местного самоуправления.

Публичные слушания показали, что не все тюменцы считают расходы администрации разумными. Представитель регионального обкома КПРФ Максим Карпиков задал актуальный вопрос, о 10%,которые были потрачены в 2012 из бюджета города Тюмени на органы управления. Не великоват ли этот процент для нашего города? Можем мы себе такую роскошь позволить сейчас? Вы же бывали в нашем немецком городе-побратиме Целле, там процент отчислений на управление муниципалитетом гораздо меньше. Чем можно объяснить такие диспропорции?

- Я бывал и в Берлине на съезде всех городов-побратимов, и там мы встречались с другими делегациями. Если сравнивать с Германией, то однозначно - у нас управленческий аппарат огромный. Но и в остальном мы отстаем, думаю, еще не скоро мы сможем догнать их. Я боюсь, что та управленческая структура, что сейчас есть у нас, в городе ее трудно сократить.

Почему? Их некуда трудоустраивать и это отразится на рынке труда?

- Нет. Те функции, которые определены Федеральным законом №131, они настолько громадны по перечню и требуют исполнения и отчетности.

Я всегда критикую чиновничий аппарат и знаю, что он всегда склонен к разрастанию. Но когда глубже вникаешь в эту проблему, то понимаешь – сокращать-то и некого. У нас и так многие чиновники недавно перешли из разряда муниципальных служащих в категорию немуниципальных служащих. Это две разные категории: высокооплачиваемые – это муниципальные служащие, а те чиновники, которые не имеют статуса муниципальных служащих, они гораздо меньше получают. Средств тогда сэкономили прилично, но люди, работая в муниципалитете, остались недовольны – у них даже стаж прервался. Здесь много моментов, но надо признать – штат чиновников не должен расти ежегодно.

А что бы вы сделали со штатом служащих, если бы вы были мэром Тюмени?

- Я бы сделал эксперимент: попробовал бы нагрузку двух сотрудников переложить на одного специалиста. Ведь понятно, что есть очень работоспособные толковые сотрудники, которые были бы рады выполнять больше работы и получать на 50 процентов больше зарплаты. Такие профессионалы есть и в штате городской думы, и городской администрации. Они бы с удовольствием и качественно выполняли бы больший объем работы. И я уверен, они бы интенсивно работали в рабочее время и все успевали, меньше бы пили чай, сплетничали и вели пустых разговоров. Я думаю, что и глава города задумывается на эту тему, как бы сократить расходы и попробовать новые схемы работы.

"